16 марта 2017      1213      1

Теория поколений. Как воспринимают воспринимают слова разные поколения

Евгения Шамис — основатель компании «Sherpa S Pro» и проекта «RuGenerations — Теория поколений в России», со-основатель международного форума «Инновации и кластеры» в Бразилии, объясняет особенности взаимодействия различных поколений для бизнеса и обычной жизни.

Евгения — кандидат наук по психолингвистике. Она является автором книг «Теория поколений:необыкновенный Икс» (в соавторстве с Е.Никоновым), «Слова и их значения: или всё ли мы понимаем», «Кластерра, или О кластерах по-человечески».

Евгения сильно расширила наше представление о том, кому и какие тексты нужно писать, чтобы говорить на одном языке.

— Что такое вообще теория поколений?

— «Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: “Ценность — это хорошо, или ценность — плохо?”» Если вы понимаете ценности собеседника, у вас есть универсальный ключ к эмпатии и более качественному взаимодействию и в бизнесе, и в семье. На этом основана вся теория поколений, инструмент коммуникации и управления. Впервые о ней заговорили в 1991 американские учёные Нейл Хоув и Вильям Штраус. В 2002 году мы с коллегами запустили проект по адаптации подхода теории поколений в России, а в 2003 году, спустя 6 месяцев, провели первый тренинг по этой теме.

teoriya pokoleniy - Теория поколений. Как воспринимают воспринимают слова разные поколения

— Как теория поколений помогает в бизнесе и обычной жизни?

— Ценности поколений формируются в возрасте до 10 —12 лет под влиянием событий (общественных, политических, экономических, социальных, технологических), окружающей среды и воспитания в семье (что хорошо и плохо, что можно делать и что нельзя). Ребёнок в это время не оценивает происходящее, а просто осваивает наиболее эффективные сценарии и модели жизни. В результате у него формируются поколенческие ценности. Эти ценности неосознанные, но при этом они не меняются и влияют в течение всей жизни. Понимая поколенческие ценности, можно эффективнее выбирать инструменты управления сотрудниками, доносить до партнёров концепты и информацию на понятном языке, создавать тексты, которые близки и понятны вашей аудитории. Особенно это актуально, если вы и ваша аудитория — представители разных поколений.

— Что важно для бэби-бумеров с точки зрения текстов?

— Бэби-бумеры — поколение, рождённое в 1943 — 1963 г.г. Они продолжают чувствовать себя «молодыми комсомольцами», которые могут горы свернуть, хорошо выглядят и оказывают значительное влияние на жизнь вокруг. Неудивительно, что использование понятий, которые противоречат этим ценностям, вызывают неприятие, а то и возмущение. Представители этого поколения привыкли следить за новостями и всё ещё читают печатную прессу в классическом понимании этого слова. Они готовы переваривать большие объёмы информации, насыщенные фактами, ценят  хороший литературный язык и  могут усваивать разношёрстные материалы. Беби-Бумеры хорошо воспринимают медиа и лозунги, которые помогают ориентироваться в потоке событий и понимать, что происходит в мире.

kniga - Теория поколений. Как воспринимают воспринимают слова разные поколения— Кто такие Х и как до них доносить свои мысли?

— Недавно мы моим партнёром Евгением Никоновым выпустили книгу именно про это поколение — «Теория поколений. Необыкновенный ИКС». Она посвящена поколению родившихся в 1964 — 1984 г.г. В книге объясняются разные характеристики поколения. В том числе особенности работы с информацией. Например, Иксы ценят краткую качественную аналитическую информацию.Текст должен быть сухим, коротким, без воды. Представители этого поколения не очень любят рассказывать успешные истории про себя, ведь это воспринимается как хвастовство. Из других рекомендаций: этому поколению нужно показать эмоции и объяснить отношения, провести анализ плюсов и минусов.

— Миллениумы — они какие?

— Миллениумы (их черновое название — поколение «У») — родились между 1985 и 2003 г.г. Они ищут гармонию жизни в настоящем, в связи с чем ведут в устной речи и текстах разговоры о «балансе», в частности, балансе работы и жизни. Миллениумы не просто обсуждают этот вопрос, но и активно делятся опытом, у кого что получилось. Другие важные диалоги Миллениумов, направленные на самоидентификации, касаются определения «Кто я?», «Как мне организовать свою жизнь?» и «Есть ли жизнь после корочки (то есть университетского диплома)?». Они постоянно ищут себя: ходят на тренинги, работают с коучами, меняют работы. Но ответов пока не находят. Текст для них должен быть эмоционально насыщенным, непременно с яркими образами, подкреплёнными визуально.

shamis 300x225 - Теория поколений. Как воспринимают воспринимают слова разные поколения— Есть ли заточенные под конкретное поколение издания?          

— Глядя на то или иное издание и формат выпускаемых материалов, можно предположить, какую аудиторию издание «цепляет» Например, AdMe.ru находит отклик и у Миллениумов, и у «Иксов», потому что даёт хорошие визуальные образы, уникальные, ни на что не похожие картинки и информацию. Сайт проекта «Теории и практика» тоже попадает в два поколения — она формирует конкретику и даёт прикладную пользу, помогает развиваться.

— Есть ли проблема клипового мышления у молодежи поколения Миллениум?

— Я не вижу такой проблемы. Скорее, это взгляд на ситуацию и опасение представителей других поколений (Беби-Бумеры, Иксы), которые испытывают информационную перегрузку, и которым кажется, что сейчас Миллениумы получают обрывочные, несистемные знания. Про смыслы есть задача говорить — этого разговора для поколения не хватило и до сих пор не хватает в обществе, в то же время Миллениумы мультиканальны и умеют работать с большим объемом информации, у них большая готовность воспринимать видеоматериалы, картинки и считывать с них смысл. Да, поколению Миллениумов не нравятся объёмные пласты просто текстов, им проще воспринимать хорошо свёрстанный текст, желательно с картинками и графикой, инфографикой, а также материалы в формате списков, таких как «10 способов» или «100 вещей, которые надо сделать». В целом, и у Миллениумов, и в обществе я вижу запрос на содержательный контент, создающий рассказы из нескольких источников и ссылок — современный читатель уже не хочет обрывков информации.  

— «Словечки», «чашечки кофе» и прочие речевые упрощения. Их сейчас так много в нашей речи. Чем это плохо для языка?

— Есть выражения, по которым чётко опознаётся язык поколения. Например, Бэби-бумер и Икс, услышав просьбу «объяснить словечко», скорее всего, поморщится. Это не их язык — это язык Миллениумов. В целом мы затрагиваем непоколенческий аспект, а вызов всему нашему обществу — связанный с подменой комплексного мира упрощенным, уменьшенным, немного игрушечным миром. Слова формируют мир, в котором мы живем. Искажая слова, используя их уменьшительно-ласкательные варианты, мы искажаем картину реальности. Все эти «словечки», «тренировочки», «ручечки» — это всё слова игрушечного, невзрослого мира. Хотя это не несёт значительной опасности для языка, но это значительно упрощает окружающую действительность и, самое важное, нашу личную ответственность за неё. Ведь всё это получается не по-настоящему, игрушечно.

— Можно ли создавать статьи специально под поколение?

— Если вы являетесь представителем определенного поколения, то вы с высокой вероятностью создадите материал на языке, понятном вашему поколению. А если вы относитесь к другому поколению — очень сложно создать аутентичный материал, будет видно, что что-то в нем не так, что человек «притворяется другим». Это значит, что у каждого поколения будут свои Принц и Золушка — понятные им.  Невозможно прочувствовать другое поколение так, как тот, кто в нём вырос. Авторам публикаций я рекомендую сначала создавать статью на своём, близком вам языке, писать о том, что вам важно, доносить смыслы. А при редактуре корректировать под поколение своей целевой аудитории. Опять же — если надо. Не старайтесь сразу писать из языка того поколения — скорее всего, ожидаемого результата не получите. Если вы хорошо понимаете другое поколение, добавляйте в текст слова, образы, ассоциации, которые точно зацепят читателя. А потом попросите прочитать материал тех, кто на самом деле относится к поколению.  

— Ваш прогноз о речевом и текстовом ландшафте — с чем мы столкнёмся через 5 — 10 лет?

— Для России сейчас наступило время ликбеза. Время, когда важно общее развитие культуры, просвещение, рассказ о новых науках и технологиях. Есть запрос в обществе на содержательный диалог. Нужно поднимать планку языка и культуры, и потому уже появились такие проекты, как «Прямая речь», «Тотальный диктант», «CityClass» и др. Я вижу, что возвращаются ёмкие, содержательные тексты, и это отражает текущий запрос общества. Читатель пресытился быстрыми форматами, ему хочется вдумчивого диалога с писателем, автором.

shamis3 300x202 - Теория поколений. Как воспринимают воспринимают слова разные поколенияИ в заключение 3 совета от Евгении Шамис, как использовать теорию поколений при работе с текстом:

  1. Прочитайте материалы по теории поколений, хорошо разберитесь, что это такое. На русском — читайте на RuGenerations или в книге «Теория поколений. Необыкновенный ИКС». На английском читайте у авторов.
  2. Затачивайте свои тексты под целевую аудиторию через слова, образы, сценарии их поколения. Чтобы им было удобно вас читать и понимать.
  3. Не увлекайтесь. Да-да, не сильно увлекайтесь теорией поколений. Держите в голове как прикладной инструмент и используйте по назначению.

Получите записи онлайн-конференции «Нейрокопирайтинг» →

И самое главное: держите планку! Помните, что наша общая задача — повысить конкурентоспособность России в мире. Нам нужно быть готовыми к новой высоте, и для этого начать с себя. Проводить ликбез другим, учиться, передавать знания, делиться своим опытом. Впрочем, это актуально для всего мира — повысить культуру и образованность, готовность заботиться и делать мир лучше.

Screenshot 4 - Теория поколений. Как воспринимают воспринимают слова разные поколения

Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Natalia:

    Очень актуально и есть над чем поразмышлять и принять к действию… у меня 3 детей и все из разных поколений… Благодарю Евгению Шамис…

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Следите за нами в социальных сетях
Читайте так же

© 2018 Блог FreePublicitySchool · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru