26 августа 2019      180      0

Геймификация в обучении: что, как и зачем

Ваши ученики играют в Plants vs Zombies прямо во время лекций, а ваши дети предпочитают прогулять школу, чтобы порубиться дома в приставку? Тогда вам стоит задуматься о геймификации образовательного процесса. В этой статье мы расскажем, что такое геймификация, каковы её основные составляющие, и что может дать геймификация обучения.

florian olivo Mf23RF8xArY unsplash - Геймификация в обучении: что, как и зачем

Почему мы не хотим учиться?

Вспомните начальную школу: походы с классом в музей или библиотеку, наклейки вместо оценок, интерактивы на уроках… Это радостное время пролетает незаметно, и вдруг что-то идёт не так. Веселье пропадает, желание учиться сходит на нет, и вы начинаете жить от звонка до звонка, словно в тюрьме.

Скотт Геберт, учитель из Канады, рассказал на TED Talks, как однажды обнаружил: после начальных классов он перестал улыбаться на школьных фото. Учёба перестала быть чем-то весёлым и познавательным. Он не хотел, чтобы то же самое повторилось с его учениками, поэтому поинтересовался у них, чего они хотят от образования. Дети ответили вопросом на вопрос: почему образование — это так важно, ведь это же скучно? Почему нельзя учиться так, как хочется им самим? Скотт услышал их: учёба должна быть весёлой и давать студентам возможность проявить себя. Постепенно он начал вводить элементы игры в образовательный процесс, вовлеченность детей возросла, а обстановка в классе стала позитивной.

Геймификация в образовании

Давайте подробнее разберёмся, что такое геймификация, зачем она нужна, каким образом геймификация влияет на образовательный процесс.

Геймификация — это использование игровых элементов или принципов игры в неигровых ситуациях. Основная цель геймификации — добиться от студентов той же вовлечённости в учебный процесс, как если бы они играли в занимательную игру. Существует два вида геймификации:

  • Содержательная — введение игровых элементов в рутинные процессы, чтобы изменить содержание того, чем вы занимаетесь, сделать его более игровым. 
Нудное тестирование можно превратить в финальную схватку с боссом (учителем), как в онлайн-игре.
  • Структурная — применение игровых элементов (стикеров, дополнительных баллов и др.), чтобы ученику было легче/ интереснее справиться с содержанием. Главное, чтобы ученик понимал, почему он получил награду. Поощрять нужно не просто хорошую работу, а, например, какой-то новый навык.

Элементы геймификации

Посмотрите на ваши любимые игры: домино, салочки, Candy Crush. Почему вы можете играть день на пролёт, но не выдерживаете и часа, проведённого за учебником? Попробуйте разобрать игру на элементы, посмотрите, что заставляет вас возвращаться к ней снова и снова. Вот распространенные элементы геймификации:

  • Сторителлинг, постановки и перевоплощение в разных персонажей. Постановки обладают огромным образовательным потенциалом. В них есть всё, что привлекает нас в играх: неопределённость, активные действия, много эмоций и т.д. Вместо того, чтобы зазубривать отрывки из произведений, которые им никогда не пригодятся, ученики могут разыграть события Отечественной войны 1812 года от имени героев из «Войны и мира».
  • Сотрудничество и соперничество. Сама по себе работа в команде — это актуальный навык. Если разбить коллектив на две (три, четыре) группы, можно устроить соревнование. Так, каждый участник будет поддерживать остальных членов команды, чтобы они вместе достигли позитивного результата — победы.

zainul yasni QiIxg q2vh0 unsplash - Геймификация в обучении: что, как и зачем

  • Уровни. Процесс игры должен быть поэтапным. Сначала поставьте перед учеником не слишком сложную задачу и постепенно он будет прокачивать свои навыки, чтобы перейти на уровень посложнее. 
  • Показатели прогресса. Ученик получает различные поощрения/ призы за свои старания или достигнутые результаты. Внедряя геймификацию, важно не переборщить, иначе внешняя мотивация целиком заменит внутреннюю, и у ученика пропадёт желание заниматься самостоятельно, без стимулирования.
На курсе «Личный бренд» и Курсе осознанного писательства участники получают 1 балл за выполнение задания в срок, 2 балла — за что-то более сложное, например, публикацию статьи до дедлайна и 0 баллов при невыполнении задания. В итоге, участники, которые нобрали определённое количество баллов, могут выиграть курс от Free Publicity School.

Кураторы Free Publicity School учитывают не только индивидуальные достижения, но и работу команд (кланов). После каждого модуля авторы пишут эссе с отзывом по пройденному материалу. Баллы засчитываются по той же системе. Главный приз — консультация ментора.

  • Обратная связь. Благодаря фидбеку от учителя (куратора, ментора), у студентов появляется способ отслеживать свои достижения. Можно использовать рейтинг в виде таблицы лидеров в онлайн-играх. Когда все видят свой прогресс, эти результаты могут стать поводом для гордости или напоминанием, что надо приложить больше усилий.

Этапы внедрения геймификации

Теперь, когда вам понятно, какие элементы игр можно позаимствовать для обучения, пора продумать программу их применения. Вот 5 простых шагов по геймификации образовательного процесса:

  1. Проанализируйте ситуацию:
  • Выявите проблемы студентов. Подумайте, как их решить через игру.

Если презентации Power Point наводят на учеников тоску, попробуйте сделать занятие более интерактивным. К примеру, начните урок с видео, игры, с конкурса.

  • Узнайте их интересы.

Спросите учеников, какие игры им нравятся. Если большинство предпочитает достаточно подвижную игру Pokemon Go, а не Angry Birds, то, возможно, стоит попробовать провести урок на природе, где у студентов будет больше свободы в передвижении.

  1. Определите задачи:
  • Образовательные задачи. Подумайте, какие игровые элементы помогут студентам понять термины или освоить необходимый навык?
  • Поведенческие задачи. Что интересного можно придумать, чтобы усилить концентрацию студентов и повысить их продуктивность?
  1. Структурируйте геймификацию:
  • Выберите, какая система начисления баллов подходит вашим ученикам. Избегайте школьной пятибалльной системы и подсчета среднего арифметического — это бег на месте. Постарайтесь создать ощущение прогресса, как в играх. Участник игры должен чётко понимать, сколько баллов и за что он может получить. Тогда у студентов появится драйв, потому что они сами влияют на результат.
150 баллов плюс 300 дополнительных очков, 50 бонусных …. Бинго! вы набрали первую тысячу!
  • Разделите темы на уровни. Если учителю понятна логика программы обучения (чему учить раньше, чему позже; что сложнее, что проще), то студентам не всегда ясно, почему тот или иной раздел следует за другим, в чём между ними связь. Можно представить темы в виде уровней. Тогда ученикам станет понятно: чтобы перейти на следующий уровень, им сначала необходимо пройти предыдущий (усвоить такую-то тему).
  1. Создайте ресурсы для геймификации.
  • Распишите инструкцию. Можете написать руководство на бумаге или записать его на электронном носителе. Там вы объясните, как получать те или иные баллы, как можно обойти некоторые препятствия (читы).
  • Организуйте команды. С появлением команды вы добавляете в обучение основной элемент игры — постоянный фидбэк. Обучите ваших студентов, как они могут поддержать друг друга в достижении прогресса. Например, они могут помочь конструктивной критикой.
  1. Примените элементы геймификации на практике.

Результаты геймификации: аргументы за и против

Так почему всё-таки учёба перестаёт быть интересной и зачем нужна геймификация. Простой ответ: геймификация возвращает веселье в образование и помогает достичь положительных результатов:

  • Делает процесс обучения более эффективным.
  • Мотивирует учеников заниматься и во внеучебное время.
  • Превращает обучение в увлекательный процесс не только для студентов, но и для преподавателя.
  • Формирует адекватное отношение к ошибкам — они естественны в процессе обучения.
  • Отводит студентам роль активных игроков в образовательном процессе.
  • Использует современные технологии и приёмы для обучения.
Преподаватель английского Джеймс Йорк следит за современными тенденциями в образовании. Он не заимствовал отдельные элементы игры для обучения, а внедрил в игру игру образовательные элементы. Джеймс создал для своих учеников класс в виртуальном мире игры Minecraft. Так, он обучал японских студентов английскому. В Minecraft играют пользователи со всего мира, поэтому найти общительных англоязычных игроков не было проблемой. Minecraft идеален для обучения — говорит Джеймс. Мир Minecraft очень напоминает реальный. В нём приходится часто взаимодействовать с окружающими, использовать прошедшее, настоящее и будущее время при разговоре. Игра постепенно усложняется, что очень напоминает процесс обучения.

Несмотря на многочисленные преимущества геймификации, её внедрению в образовательный процесс препятствует целый набор предубеждений:

  • Игры — это несерьёзно. Они подходят только для детей, а реальность значительно отличается от игр.
  • Геймификация того не стоит, так как подготовка отнимает слишком много времени и сил.
  • Геймификацияэто политика кнута и пряника только под новым соусом.
  • Игры со всякими призами поощряют нездоровую конкуренцию среди студентов. 
  • Геймификация — это не волшебная палочка, которая решит любую проблему любого человека, поэтому и начинать не стоит.
  • Геймификация приводит к тому, что студенты знают больше об игре, чем об изучаемом предмете.

Любите играть? Подписывайтесь на Instagram Екатерины Иноземцевой и Free Publicity School и участвуйте в конкурсах и розыгрышах призов.

Хотите развивать личный бренд играючи? Приходите на открытый вебинар от Екатерины Иноземцевой «Как увеличить спрос на свои услуги в 3-10 раз с помощью личного бренда». 

Зарегистрироваться

Автор: Галимов Марат

Иллюстрации с сайта unsplash.com

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Следите за нами в социальных сетях
Читайте так же

© 2019 Блог FreePublicitySchool · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru