11 сентября 2019      108      0

Геймификация в бизнесе

Люди играют в игры. И делают это они (мы) по множеству причин. Одна из основных — потребность мозга в получении удовольствия здесь и сейчас: закинуть монетку в автомат и тут же сорвать джекпот. С мозгом невозможно торговаться, именно поэтому нам так непросто даётся теоретическая учёба, походы в тренажёрный зал или здоровое снижение веса. Все эти действия предполагают отсроченный результат, но для закрепления активности организм требует немедленного поощрения. И геймификация (игрофикация) даёт нам это поощрение. Она позволяет клиенту не просто делать покупку, чувствуя себя кошельком на ножках, а стать полноправным партнёром в игре и получить свою порцию дофамина.

toy cash register 942365 1280 - Геймификация в бизнесе

Ведущий эксперт в области геймификации Ю Кай Чоу даёт такое определение:

«Геймификация — это использование наиболее увлекательных приёмов из мира игр в реальном бизнесе, в работе и обучении. Она представляет собой дизайн, сфокусированный на человеке и на его эмоциях (в частности, на чувствах, вовлечённости в какой-то процесс и в мотивации на какое-то действие)».

Виды геймификации в бизнесе

Внутренняя (корпоративная)

Внутренняя геймификация — это, как и всё новое просто хорошо забытое старое. Вернее, старое с лицом рыночной экономики. Ведь ещё на советских предприятиях висели доски почёта и проводились соревнования работников и даже целых заводов. Она прекрасно встряхивает персонал, не требуя при этом массовых повышений и огромных бюджетов.

stationery 4053422 1280 - Геймификация в бизнесе

Внешняя (маркетинговая)

Задача внешней геймификации — привлечение и удержание клиентов. Эти «игры» мы все прекрасно знаем и хотим того или нет, вовлекаемся в них. Маркетинговая геймификация декларирует получение пользы в обмен на какое-либо несложное действие.

competition 3061509 1280 - Геймификация в бизнесе

Но игра — это не только тетрис, гонки, сбор бонусов или баллы за отзывы. Игра в бизнесе — это совокупность множества инструментов и факторов, которые формируют приверженность бренду.

Игры хороши тем, что могут трансформироваться под цели практически любого бизнеса. Они пластичны и, отвечая одним и тем же запросам, могут принимать самые разные формы.

Факторы игровой мотивации

Пионер геймификации Ю Кай Чой разработал модель «Октализ». Октализ — это схема анализа факторов человеческой мотивации. Она используется для объяснения и применение поведенческих стимулов в игре.

1. Чувство собственной значимости, миссия

Причастность — первый фактор мотивации. Люди хотят быть частью масштабной миссии, иметь вдохновляющую цель. Если человек чувствует себя участником чего-то важного, его вовлечённость возрастает в разы.

В «Red Quest» от компании МТС участники защищали планету, попутно отвечая на вопросы по истории и мифологии. Параллельно с этим игроки получали информацию о новых тарифных планах и спецпредложениях, за активацию которых давались дополнительные баллы в игре.

2. Достижение, стремление к лидерству

Преодоление трудностей в процессе игры — главный фактор развития. Такие победы вызывают заслуженное чувство гордости и надолго остаются в памяти.

Один из первых фитнес-браслетов Nike Fuel (+ приложение-игра) вдохновлял на постоянные пробежки, выдавал статистику, напоминал и поощрял за различные достижения.

nike - Геймификация в бизнесе

3. Самосовершенствование, раскрытие творческого потенциала, «прокачка навыков»

Потребность в самореализации — одна из основных. И пусть она находится на вершине пирамиды Маслоу, но нуждается в удовлетворении не меньше всех прочих.

На онлайн-квесте «Текст-драйв» участники пишут 15 текстов. Среди призов iPhone X и масса инструментов по прокачке личного бренда от Кати Иноземцевой.

text drive - Геймификация в бизнесе

4. Социальное давление, дружба, конкуренция

Мы пишем «социальная составляющая», подразумеваем конкуренцию и наоборот.

Приложение для навигации «Waze» — наглядный пример для социальной модели. В нём можно обмениваться информацией о ситуации на дороге, получать баллы активности и видеть себя в рейтинге участников.

5. Чувство владения и накопления, «я — собственник!»

Эта механика хороша для коллекционеров и тешит плюшкиных, дремлющих во многих из нас.

В авиакомпании «Аэрофлот» пассажиры накапливают мили за перелёты и используют их наиболее удобным способом.

6. Ограниченность ресурсов, нетерпеливость

Ощущение изобилия не мотивирует мозг. Разработчики должны следить, чтобы девальвация игровых благ не обесценила вложенные усилия участников.

Пример такого ограничения — очереди за новым iPhone. Несмотря на то что телефон стоит дорого, его невозможно заполучить на старте продаж.

7. Тайна, сюрприз, непредсказуемость, любопытство

На человеческом любопытстве и тяге к разгадыванию загадок можно построить вечный двигатель. Эти чувства испокон веков движут нами. Различные лотереи, розыгрыши и подарки в чёрных ящиках не оставляют равнодушным никого.

Сеть магазинов «Эльдорадо» славится своими интерактивными мероприятиями. Одним из них была казуальная игра с возможностью многоразового прохождения с различными финалами и призами.

8. Избегание негатива, безопасность

На явных и тайных страхах построена не одна рекламная кампания.

«Durex» — лидер креативной коммуникации с потребителем. В игре «Правда или действие», в которой предлагается открыто поговорить на волнующие темы.

Типы игроков

Кроме восьми основных факторов игровой мотивации следует помнить и о темпераменте самого игрока. Он определяет его поведение во время игры. Игроки бывают четырёх основных типов:

  • Накопители. Они участвуют в игре ради призов и бонусов. Легко меняют своё время на вознаграждение.
  • Исследователи. Играют в игру ради игры. Такие участники могут просто приходить на вебинары ради контента, а не ради подарка.
  • Киллеры. Этими людьми движет соревновательный дух. В любых заданных условиях они должны быть лучшими.
  • Тусовщики. Это экстраверты, которые приходят за общением и активностями. Для них особенно важны социальная составляющая и популярность.

Разработка игровой бизнес механики

Разобравшись с факторами игровой мотивации и типами участников, можно начинать проработку игровой механики.

action arrangement chalk 1374548 - Геймификация в бизнесе

Это несложно — нужно сделать всего четыре последовательных шага. 

1. Определить истинную цель проекта

Увеличение продаж — слишком глобальная цель, которая подходит для любого бизнеса. Постарайтесь сформулировать конкретную актуальную цель.

Продажи в розничных магазинах растут, а сайт даже не вышел на уровень окупаемости. В этом случае целью нужно ставить увеличение посещаемости сайта на 30% и увеличение количества онлайн-покупок на 10%.

2. Определить целевую аудиторию (ЦА)

На самых ранних этапах разработки необходимо понимать с кем мы играем. Как только это станет понятно, сразу же решится вопрос во что играть.

Создание казуальной игры в духе «Марио», с обилием заданий на скорость реакции, ярким интерфейсом и звуковыми эффектами, будет заведомым провалом для аудитории старшего возраста. И неважно насколько качественно создана сама платформа.

pokemon 1548194 1280 - Геймификация в бизнесе

Определение ЦА также важно и для разработки сторителлинга. Чтобы покупатель заинтересовался игрой, он должен ассоциировать себя с персонажем или историей, которая является основой всего действа. 

3. Найти платформу для реализации

Понимая для кого создаётся игра, легко определить какие площадки будут удобны клиенту. Например, приложения и мобильные квесты больше подойдут школьникам и студентам, которые практически не расстаются с телефоном. 

Нужно помнить и о негласном разделении соцсетей по возрастам. К примеру, в «Одноклассниках» будет бессмысленно запускать активность для ЦА аудитории от 25 до 30 лет.

Instagram — лидер по геймификации среди соцсетей. Аккаунт Free Publicity School — прекрасный пример игровой механики. 

4. Проанализировать пути монетизации и возможности вознаграждения

Если вернуться к примеру с продвижением сайта, необходимо рассчитать какой доход принесёт увеличение продаж на 10%. Если желаемые 10% в физическом мире окажутся 10 тысячами рублей, то глупо будет обещать Macbook в качестве главного приза.

Как правило, игроки лучше реагируют на вещественные призы. Такие поощрения становятся более сильными якорями и создают более прочные связи с продавцом. При этом хорошая скидка на продукт или его бесплатное предоставление тоже прекрасно работает при уверенной позиции бренда на рынке.

Если бизнес уверен в качестве своего продукта, то подобное поощрение будет прекрасной идеей для геймификации с невысокой монетизацией.

Чек-лист качественной геймификации 

Планируя геймификацию, стоит обратить внимание на следующие моменты:

brainstorming business plan close up 908295 - Геймификация в бизнесе

  • Простые и понятные правила.На первых этапах правила игры должны быть не сложнее правил игры в прятки. И не стоит выписывать их отдельным полотном текста со сносками и звёздочками.
    Краткое обучение (если оно требуется) должно быть частью игры.
  • Удобство платформы/ понятность инфографики. Игра должна быть доступна на всех устройства — компьютере, планшете, смартфоне.
    Стоит обратить внимание на множество технических мелочей. Например, таких, как часовой пояс и время прихода уведомлений. Ни один клиент не захочет получать сообщение о начислении баллов в три часа ночи.
  • Наличие соревновательного элемента. Выполняя какие-либо действия, участники хотят видеть результат. И только сравнивая себя с другими, игрок может почувствовать свой прогресс. 
  • Достижимость задач и усложнение в зависимости от уровня. Задания, особенно на первых этапах, должны быть интересными, но простыми. Ведь игрок хочет чётко осознавать на что тратит своё время. Первая доза лёгких бонусов бесплатно и только потом постепенное усложнение. 
  • Кажущаяся конечность развития. Игра всегда должна быть прозрачной. И пусть не все премиальные бонусы доступны (например, платиновый уровень клиента), но пользователь всегда хочет видеть к чему стремится.
  • Поощрение за привлечение новых пользователей (пирамида). Принцип пирамиды и сейчас работает так же хорошо, как в Древнем Египте. 

За достойное вознаграждение клиенты с удовольствием приведут новых пользователей. А потом ситуация повторится.

Будущее геймификации

По оценкам аналитиков, к 2025 году суммарный объём мирового рынка геймификации увеличится минимум в четыре раза по сравнению с 2018 и составит около $15 миллиардов.

Будущее геймификации — это наше будущее. Ведь современный потребитель вырос на играх и в них же ищет решение проблем и/или уход от них. И чем быстрее владельцы бизнесов признают это, тем выше их шансы на успех в изменившихся правилах игры.

Хотите развивать личный бренд играючи? Приходите на открытый вебинар от Екатерины Иноземцевой «Как увеличить спрос на свои услуги в 3-10 раз с помощью личного бренда». 

Зарегистрироваться

Автор: Вера Сорокина — выпускница курса «Пишу книгу за 90 дней» и «Курса осознанного писательства»

Источники иллюстраций: https://www.pixabay.com, https://www.pexels.com, https://go.free-publicity.ru/textdrive

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Следите за нами в социальных сетях
Читайте так же

© 2019 Блог FreePublicitySchool · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru