22 ноября 2017      2551      0

Формула современного бестселлера: как попасть в топ NY Times

Утром мне прислали заметку о выходе новой книги «Код бестселлера» Дж. Арчерс, М. Джокерс. Эта книга – рассказанное человеческим языком пятилетнее научное исследование с использованием big data, тестированием гипотез и написанием программного кода.

Учёные придумали «бестселлерометр», который  анализирует вероятность книги стать бестселлером на основе 20 тыс параметров . Через программу пропустили более 100 тыс. книг, часть из которых были бестселлерами.

imgonline com ua Transparent backgr xvS2rpV3tat 1 - Формула современного бестселлера: как попасть в топ NY Times


5 лет учёные отжимали воду, пока не выкристаллизовали формулу идеальной художественной книги, которая, на мой взгляд, также подойдёт для жанра «бизнес-роман».

Осилить эту книгу незаинтересованному человеку, на мой взгляд, сложно. Много гипотез, размышлизмов и терминов, интересных только законченным книгожорам и фрикам вроде меня. При этом ценности в ней столько, что оно просто обязано быть явлено начинающим авторам.

Вот формула, подтверждённая годами вычислений и тоннами данных: 

1. Тема

1/3 — о том, что знаешь лучше всего — твоя работа или лайфстайл. 2/3 — общечеловеческие темы любовь и страсти, болезнь и смерть, путешествия, дети, отношения. Читатели хотят читать книги о себе.

2. Стиль

Сочетание мужского (литературного) языка и женского (креативного рекламного) — в идеале 50/50. Без вскл знаков!!! и преувеличенных эмоций, оптимальная длина предложений — это вовремя расставленные точки. Автора должно быть слышно: его голос звучит с первых строк произведения, и голос должен быть живым человеческим.

3. Сюжет

Обычный человек в обычной среде с ориентацией на мейнстрим: то, что понятно обычным людям, а не то, чем (кем) вам хотелось бы казаться. Обычная жизнь, приправленная драматизмом. Во всех книгах персонажам приходится нелегко.

4. Персонаж

Девушка, которая в чем-то нуждается, активно проявляет свою позицию, куда-то стремится и действует. Наиболее часто героиня употребляет глаголы need и want. Также на протяжении книги она часто miss и love.

5. Первая фраза

В ней должен быть конфликт, который потом разворачивается на протяжении всего произведения.

original - Формула современного бестселлера: как попасть в топ NY Times

Все на свете признают за истину, что состоятельному холостяку следует обзаводиться женой

Три примера образцовых начал:

  • Вирджиния Вулф открывает «Миссис Дэллоуэй» элегантно: «Миссис Дэллоуэй сказала, что сама купит цветы» (конфликт в том, что миссис сама покупает себе цветы)
  • Лев Толстой начинает «Анну Каренину» проницательным замечанием: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» (конфликт в противопоставлении)
  • Джейн Остин начинает «Гордость и предубеждение» колкостью: «Все на свете признают за истину, что состоятельному холостяку следует обзаводиться женой» (конфликт в навязывании чужого мнения)
6. Название

Они анализировали названия с определёнными и неопределёнными артиклями, из одного слова и нескольких слов… Нет определённой тенденции, кроме одного: название должно вызывать интерес, интриговать и цеплять, то есть вести за собой.

Пример:

  • «Девушка на качелях» —  название небестселлера. 
  • «Девушка в поезде» (движение, цель, путешествие, смелость…) —  название бестселлера. 
  • «Девушка с татуировкой дракона» — это уже интрига и конфликт —  название ультрабестселлера. 

Ошибки, которые не сделают книгу бестселлером:

Заблуждение 1. Цифры в названии — никак не влияют на популярность.

Заблуждение 2. Географическое положение — никак не влияет на внимание.

Заблуждение 3. Много секса и откровенных сцен (если только это не специальный жанр) — скорее отталкивает. Отношения нужно раскрывать через душевную близость, а не насилие.

Интересно, что машина выдала и лучший бестселлер всех времён и народов, после чего оба автора исследования рухнули под стол, так как его, к своему стыду, на тот момент не читали. В книге они иронизируют над собой и рассказывают, как в ночи принялись читать этот бестселлер и по телефону обсуждали «самые бестселлинговые места».

watermark - Формула современного бестселлера: как попасть в топ NY Times

Лучший бестселлер всех времён и народов – роман «Сфера». В книге популярно раскладывается его формула, и это отдельное удовольствие, будто просвечиваешь книгу рентгеном.

Если вы всё же решитесь осилить «Код бестселлера» самостоятельно

Добавлю несколько пунктов, на которые  стоит обратить внимание  для расширения книгожорского кругозора:

  • год появления авторского права (1891)
  • как и когда появились списки бестселеров (тот же год, журнал Bookman начал публиковать по 6 самых продаваемых книг месяца)
  • ежегодно в США издаётся 55 тыс книг в год (из них 220 становятся бестселлерами в NYT — это менее 0,5% от общего количества)
  • названы «черные лебеди» рынка, которым никто не предсказывал ни успеха, ни славы, — и это — внимание! — «Пятьдесят оттенков серого», «Прислуга», «Код да Винчи», «Девушка с татуировкой дракона» — их успеха никто не ждал
  • что будет, когда романы начнут писать роботы (а они их уже пишут!) и как отличить произведение искусственного разума от человеческого

«Код бестселлера» вызывает неоднозначные эмоции. Как минимум заставляет задуматься, что будет, когда роботу удастся написать бестселлер, и читатель не опознает в авторе робота. Впрочем, главное тут всё же другое: чтобы читатель сам не стал роботом.

Screenshot 1 - Формула современного бестселлера: как попасть в топ NY Times

Post 1024x504 - Формула современного бестселлера: как попасть в топ NY Times

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Блог FreePublicitySchool · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru