07 июля 2017      2842      0

Фактура текста. Как сделать статью интересной читателю

Вы выбрали тему, определились со структурой и создали план. Давайте разберемся, как сделать текст насыщенным и интересным. 

Хорошая статья — это полезная статья

Для начала отвечаем на вопрос: «Какую пользу получит мой читатель?».

Статью «7 способов путешествовать с минимальным бюджетом» можно написать по-разному: просто похвастаться своими путешествиями или подробно рассказать, как действовать, если у вас в кармане 200$, но вы горите желанием увидеть мир.

Читателю будет полезно узнать о ваших лайфхаках и факапах, о том, как вы ищете попутчиков, в каких городах не страшно ночевать на лавочке в городском парке теплой летней ночью, и на каком рынке перед закрытием бесплатно раздают апельсины и хлеб.

Как писать текст: варианты для лириков и логиков

Писать полезный текст можно двумя разными способами. Первый подходит для лириков — творческих людей, которые фонтанируют идеями, но теряются, когда им нужно писать длинный текст или произносить речь. Лирикам нужен четкий алгоритм, и тогда они способны создать шедевр. Второй способ — для людей-логиков. Они быстро обрабатывают информацию и способны написать увлекательный лонгрид одним махом.

Первый способ для лириков

Сначала пишем краткий черновой вариант, потом добавляем в него «мясо» — факты и примеры.

Пишем короткий черновик

Самый первый черновик — это просто расширенный план, который превратился в текст. Вы написали план статьи «7 способов путешествовать с минимальным бюджетом»:

  1. Введение. Короткое слово от автора, почему тема важна, или как сам автор в ней преуспел.
  2. Способы перемещения
  3. Где жить
  4. Что есть
  5. Что посмотреть
  6. Заключение. Мнение автора, саммари или открытый вопрос читателю.

Теперь вы этот план превращаете в короткий текст:

Screenshot 3 1024x628 - Фактура текста. Как сделать статью интересной читателю

С остальными пунктами плана действуем так же: превращаем каждый из них в несколько предложений.

Важно: в черновике не должно быть никакой «воды». Смотрим на каждую фразу и спрашиваем себя: «А есть ли в ней польза?»
Находим и проверяем факты

До сих пор наша статья была логичной, но не полезной. Настоящую пользу и уникальность можно получить с помощью фактов и кейсов.

Факты — это числа, даты, имена, события и все, что можно потрогать, увидеть или измерить. Факт — это объективная информация, которая ничего не оценивает и ни к чему не призывает. Факты мы можем найти в энциклопедиях, на сайтах статистических агентств, центров социологических и прочих исследований и научных центров.

Каждый уважающий себя автор несет ответственность за достоверность предоставленной информации. Это  написано в любом авторском договоре.

Ирина Хакамада рекомендует получать факты из первоисточника — например, с сайта компании, которая проводила исследование, а лучше — из разговоров с людьми:

«Хотите знать, долго ли продлится рецессия в стране» — говорит Хакамада, — «поговорите с рекламщиками из крупных компаний. Рекламные бюджеты — это первое, что урезается в трудные периоды, и последнее, что восстанавливается».

Важно: Пока данные не проверены на достоверность, они не считаются фактами

Так вы можете проверить факты на достоверность:

1. Оценить информацию с точки зрения грамотности и логичности изложения

Эксперты излагают факты четко и логично.

Если текст читается «со скрипом»: в нем много орфографических, синтаксических, стилистических и логических ошибок, велика вероятность того, что его просто скомпилировали из нескольких источников.

2. Измерить, пощупать, пересчитать самостоятельно

В некоторых случаях это долго, дорого, но возможно. Если на каком-то сайте о путешествиях написано, что расстояние от Парижа до Берлина составляет 1054 км, мы можем проехать из одной столицы в другую на машине и проверить, насколько верна информация. 

Но есть факты, которые нельзя проверить лично. Расстояние от Луны до Земли придется проверять другими способами 🙂

3. Проверить репутацию источника информации

За распространение ложных данных организация может поплатиться штрафом, лишением лицензии, потерей читателей и рекламодателей. Поэтому солидные компании не рискуют и не публикуют непроверенные данные. Узнайте, как долго существует организация, что о ней думают эксперты и читатели, случались ли в ее истории  серьезные нарушения закона.

4. Проверить репутацию автора

Каким бы солидным ни был источник, информацию ему предоставил живой человек. Если есть возможность узнать фамилию и имя информатора, поинтересуйтесь его биографией: насколько высока его экспертность, не было ли проблем с законом.

5. Посмотреть, встречается ли факт в нескольких источниках

Чем больше надежных источников публикуют у себя этот факт, тем он достовернее.

Увидели статистические данные в Википедии? Сам по себе источник выглядит сомнительно. Но в статье есть сноска на исследования института Гэллапа, и эти данные приводит Harward Business Review.

Собираем кейсы

В мире, окутанном всемирной паутиной, непросто написать что-то уникальное. Многие факты общеизвестны. А вот в кейсах таится та самая уникальность и основная польза. То, что Израиль — дорогая страна — это факт. А история вашей ночевки в малоизвестном хостеле за тридцать шекелей — уже мегаполезный кейс.

Если вы считаете, что вашего опыта достаточно для полезной статьи, не пытайтесь изобрести велосипед — пишите о себе. Ваши лайфхаки и идеи — то, в чем вы можете быть уверены. А вот путешествие Пети из Гомеля, о котором вы прочитали на туристическом форуме, не обязательно окажется правдой.

Если вы, все-таки, сомневаетесь, позвоните или напишите знакомым, которые разбираются в теме, почитайте о путешествиях известных людей. Но не злоупотребляйте помощью Интернета. То, что опубликовано на ее просторах, очень быстро тиражируется и теряет уникальность.

Важно: каждый раздел текста нужно проиллюстрировать минимум одним кейсом или фактом. Иначе он будет слишком сухим, и у читателя возникнет соблазн не дочитать его до конца.
Дополняем черновик фактами и кейсами

Факты и кейсы собраны. Начинаем делать инъекции чистой пользы нашему тексту

Второй способ для логиков

Этот способ подходит для тех, кто умеет организовывать планы и, тексты, факты и кейсы быстро и логично. Он отличается от первого способа тем, что  в нем отсутствует первый этап, на котором пишется короткий черновик.

А завершающий этап более объемный и долгий. Содержание первых двух пунктов соответствует содержанию второго и третьего пунктов алгоритма первого способа. Алгоритм второго способа выглядит так:

1. Собираем и проверяем факты

2. Подбираем кейсы

3. Пишем текст – сразу с фактами и кейсами

Важно: Не пытайтесь строго следовать начальному плану, если вы чувствуете, что страдает логичность изложения, местами пропадает смысл, или  вы пишете о том, что совсем не полезно. Смело вносите изменения. Это ваш текст, и только вам решать, каким он будет. Не пишите слишком длинные тексты. Настоящий писатель — не тот кто много пишет, а тот, кого много читают.

Саммари на саммари

Полезный текст можно написать двумя способами.

Первый способ для лириков. Он состоит из четырех этапов:

  1. Написать короткий черновик.
  2. Собрать и проверить факты.
  3. Подобрать кейсы.
  4. Дополнить текст фактами и кейсами.

Второй способ для логиков. Он включает три этапа:

  1. Собрать и проверить факты.
  2. Подобрать кейсы.
  3. Написать текст с включением фактов и кейсов.

Banner 4 - Фактура текста. Как сделать статью интересной читателю

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Блог FreePublicitySchool · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru